Бадигин Константин Сергеевич
29.11.1910 — 17.03.1984
Место рождения: | г. Пенза, Пензенская губерния |
---|---|
Место захоронения: | Москва |
Звания
- Почетный гражданин города Архангельска
- Капитан третьего ранга
Биографическая справка
Родился в городе Пензе. Отец его был агрономом, мать — медиком. В 1926 году Бадигин закончил 9 классов школы.После два года работал учеником-штукатуром в Москве, затем еще год — такелажником на фабрике «Красный водник» в Ленинграде.
В 1928 году по комсомольской путевке был направлен на учебу в Ленинградское военно-морское училище. Проучившись год, по семейным обстоятельствам оставляет учебу и переезжает во Владивосток. Здесь, в период с 1929 по 1933 годы Константин Сергеевич работал матросом на пароходе «Индигирка», рулевым на пароходе «Симферополь» и помощником штурмана ледокола «Малыгин» в Дальневосточном морском пароходстве. Одновременно он учится во Владивостокском морском техникуме, который закончил досрочно, получив специальность штурмана.
В 1933 году он приезжает в Архангельск, работает матросом на лесовозе «Леонид Красин», затем третьим помощником капитана на пароходе «Юшар».
В 1935 году формировался экипаж комсомольского ледокола «Красин». На «Красине» он прошел хорошую школу, дослужился от простого матроса до третьего помощника капитана , получил диплом штурмана сперриста (штурманского электрика).
В 1937 году переводится в Архангельск на должность второго штурмана ледокольного парохода «Садко», который был затерт дрейфующими льдами вместе с ледоколами «Георгий Седов» и «Малыгин» в море Лаптевых 23 октября 1937 года.
В апреле 1938 большинство людей с судов было эвакуировано, в том числе заболевший капитан ледокола «Георгий Седов». Константина Бадигина назначают капитаном «Седова», получившего повреждение (у ледореза было повреждено рулевое управление). Константин Сергеевич, вместе с оставшимися 14 моряками остался дрейфовать на корабле. Руководимая им научно-исследовательская экспедиция в 1937–1940 годах совершила героический 812-дневный дрейф во льдах Северного Ледовитого океана.
Во время дрейфа его участниками были проведены около 400 астрономических измерений, был собран обширный материал по гидрологии, метеорологии и магнетизму. Этот дрейф вошел в историю освоения Арктики как подлинный триумф человеческого духа, ставший на многие годы эталоном смелости и мужества, и завершился в Гренландском море. Всем пятнадцати участникам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны Константин Сергеевич снова в Архангельске. С октября 1941 г. капитан третьего ранга Бадигин назначен первым заместителем начальника Управления беломорских ледовых операций (УБЛО) по ледокольной части с сохранением за ним обязанностей заместителя начальника Главсевморпути. Ему принадлежит идея возобновления зимних беломорских проводок транспортных судов. Он сам участвует в обеспечении ледовых проводок караванов иностранных судов с военными грузами.
В мае 1943 года Бадигин получает назначение на Дальний Восток. Плавает капитаном на судне «Клара Цеткин», занимается перевозкой оборонных грузов из США во Владивосток. После окончания войны в 1946 году Бадигин уволен в запас. Однако работа его на флоте продолжается.
В 1946 году Бадигин назначается уполномоченным Министерства морского флота СССР по судоподъему в Германии. С 1947 по 1948 годы работает старшим капитаном наставником Министерства морского флота СССР. Затем капитаном Северного морского пароходства в городе Архангельске. В 1950 Константин Сергеевич заочно оканчивает Московский государственный педагогический институт, географический факультет.
В этом же году он является командиром отряда экспедиции Главного управления Северного морского пути. Одновременно с основной работой Константин Сергеевич занимается научной деятельностью. В сферу его интересов входит традиционное поморское мореплавание и судостроение. Он всерьез увлекается историей, этнографией, овладевает английским и французским языками.
В 1953 году Константин Сергеевич оканчивает аспирантуру при кафедре океанологии Московского государственного университета, защищает кандидатскую диссертацию на тему «Ледовые плавания русских поморов с XII по XVIII век» и становится кандидатом географических наук. Два года работает старшим научным сотрудником и начальником отдела мореплавания в Центральном научно-исследовательском институте экономики и эксплуатации водного транспорта в городе Москве. После этого — капитаном судов «Леваневский» и «Рионгэс» Мурманского морского пароходства.
Затем два года он занимал пост капитана-наставника Калининградского управления транспортного флота, отвечал за перегонку крупнотоннажных судов. С 1962 по 1964 год работает капитаном и капитаном-наставником Управления «Запрыбхолодфлот». Год работал в Государственной инспекции флота рыбной промышленности.
Именно на Севере произошло становление Бадигина как полярного капитана, ученого, писателя. Первые две его книги о дрейфе «Георгия Седова» в ледовитом океане вышли еще до начала Великой Отечественной войны. В 1953 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу «Путь на Грумант» — сказание о мезенских зверобоях. Затем один за другим выходят романы : «Седовцы» (1955), «Покорители студеных морей» (1957), «Чужие паруса» (1959), «Корсары Ивана Грозного» (1973), «Кольцо великого магистра» (1975), «На морских дорогах» и другие.
В период с 1957 по 1969 год Константин Сергеевич ведет активную литературную деятельность в Московском отделении Союза писателей СССР. Бадигин был ответственным секретарем Калининградского отделения Союза писателей РСФСР. Под редакцией Бадигина издавался ежегодный альманах «Океан», где печатались произведения писателей-маринистов.С 1973 года он являлся председателем комиссии писателей-маринистов при Союзе писателей СССР.
Закончив свои капитанские походы, Бадигин наконец окончательно обосновался в своей просторной квартире в Москве, на улице Горького. Скончался 17 марта 1984 года. Похоронен Константин Сергеевич Бадигин на Кунцевском кладбище Москвы. Уже после кончины писателя в 1993 было издано его собрание сочинений в 5-ти томах. По сей день романы Бадигина активно переиздаются.
Интересные факты
-
Константина Бадигина Архангельский крайком комсомола не зачислил в краснознаменный экипаж ледокола «Красин», так как руководящие должности все уже были заняты. Тогда молодой штурман поехал в Москву и обратился в ЦК ВЛКСМ и добился зачисления его в комсомольский экипаж простым матросом.
-
Рассчитанную на четыре года программу обучения морского техникума Константин Бадигин освоил за полтора года.
-
Работая матросом, Константин Бадигин самостоятельно выучил французский язык и во время заходов в зарубежные порты помогал своим товарищам, выполняя роль переводчика.
-
В 1955 году Константин Бадигин стал автором сценария фильма «Море студеное», рассказывавшего о четверых поморах, которые были вынуждены провести шесть лет на необитаемом острове в архипелаге Шпицберген (Грумант).
-
Во время дрейфа «Георгия Седова» Бадигин в свободное время руководил судовыми курсами повышения квалификации.
Связь с другими персонами
Ответьте на 10 вопросов и проверьте свои знания
Пройти викторинуСообщить об опечатке
Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»