Бегичев Никифор Алексеевич

19.02.1874 (07.02.1874) — 18.05.1927

Полярный исследователь, открывший несколько арктических островов, один из пионеров освоения Таймыра, участник экспедиции Э. В. Толля (1900–1902) и спасательной экспедиции А. В. Колчака (1903), участник спасения экспедиции Б. А. Вилькицкого (1915). Почетный гражданин г. Енисейска

Другие имена: Бигичев
Место рождения: г. Царёв, Царёвский уезд, Астраханская губерния
Место захоронения: остров Диксон, Сибирский край

Награды и премии

Золотая медаль «За усердие»

Георгиевский крест IV степени (1904)


Биографическая справка

Родился в крестьянской многодетной семье волжских рыбаков. С детства помогал родителям по хозяйству, рыбачил, работал с братьями на путине в дельте реки Волги, на Каспии.

В 21 год (1895), когда пришло время служить, Никифор попросился на флот. Его направили в Кронштадт, где и начались первые странствия моряка. За время флотской службы Бегичев избороздил Атлантический, Индийский и Тихий океаны, не раз пересекал экватор.

В 1897–1900 гг. служил матросом и боцманматом на учебном парусно-паровом судне «Герцог Эдинбургский» в Атлантическом океане, трижды ходил из Кронштадта к Антильским островам, участвовал в кругосветных плаваниях.

Историки отмечают, что за пять лет Никифор Бегичев обрел великолепную закалку и профессиональные морские навыки, а также зарекомендовал себя бесстрашным, находчивым и надежным моряком.

В 1899 году лейтенант Ф. А. Матисен набирал команду для русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля, которая должна была отправиться в Северный Ледовитый океан на поиски таинственной Земли Санникова для изучения Северного морского пути и исследования Новосибирских островов. Бегичев со свойственным ему авантюризмом, страстью к путешествиям и честолюбием оказался одним из немногочисленных добровольцев.

В должности боцмана он принял участие в высокоширотной экспедиции Э. В. Толля на парусно-моторной шхуне «Заря» по изучению Новосибирских островов (1900–1902).
По словам биографов, шхуна «Заря» Никифору не понравилась: по сравнению с крейсером «Герцог Эдинбургский» эта посудина была маленькой и грязной. Впрочем, боцман Бегичев быстро навел порядок и хорошо зарекомендовал себя перед экипажем. Отношения с непосредственным начальником — лейтенантом Колчаком — поначалу не складывались. Периодически между Бегичевым и молодым лейтенантом происходили ссоры, но Колчак всегда первым шёл на примирение и просил прощения, если был неправ.

Экспедиция закончилась гибелью барона Толля и трех его спутников по санно-байдарочной партии, но Бегичев и основная часть экспедиции вернулись на материк.

В 1903 году было принято решение собрать вторую экспедицию, чтобы найти пропавшую группу Толля. Руководить поисковой операцией назначили Колчака, Бегичев вошел в его команду. Известно, что именно он предложил Колчаку наиболее рациональный способ добраться до места назначения: на собаках из Усть-Янска до Новосибирских островов, а затем на шлюпках до острова Беннетта. Когда же Академия наук настояла на двух группах — сухопутной и морской — опять-таки Бегичев предложил не тащить большую поморскую шлюпку за тысячи верст на лошадях, а использовать вельбот «Заря», которая стояла в Тикси. Это позволило ускорить отправку экспедиции, стартовавшей в апреле 1903 года.

Санно-шлюпочная экспедиция под руководством лейтенанта А. В. Колчака на десяти нартах и вельботе достигла острова Беннетта (один из островов Де-Лонга). При переходе по морскому льду Бегичев спас Колчаку жизнь.

Спасатели нашли стоянку и последнее письмо Толля, которое прозвучало как приговор: 8 ноября 1902 года группа покинула остров и пошла на юг, к Новой Сибири. Запасов продовольствия осталось на 14 дней. Это означало лишь одно: барон и трое его спутников погибли.

Несмотря на эту трагедию, власти признали экспедиции успешными. Были подробно описаны Новосибирские острова и прилегающие к ним полярные берега Сибири, составлены морские и сухопутные карты, проведены важные научные наблюдения. За трехлетние труды и лишения Бегичев был представлен к награждению золотой медалью «За усердие».

Дальше судьба забросила Никифора Бегичева в Китай. Узнав о начале русско-японской войны, он отправился на Тихий океан. В 1904 году, в русско-японскую войну, участвовал в обороне Порт-Артура на миноносце «Бесшумный» в должности боцмана. В августе 1904-го корабль прорвался из японской блокады в корейский порт Циндао. За храбрость и отличные действия в аварийной обстановке Бегичев был награжден Георгиевским крестом IV степени.

После войны вернулся в Царёв, женился на Анисии Георгиевне, но летом 1906 года снова уехал на Север, в район нижнего течения Енисея, где занимался пушным промыслом, исследовал полуостров Таймыр. В 1908 году в устье рек Хатанги и Анабара, впадающих в море Лаптевых, открыл два острова, впоследствии названные его именем — Большой Бегичев и Малый Бегичев.

Эти открытия заинтересовали научное сообщество, Академия наук наградила Бегичева второй золотой медалью и выразила готовность оказывать ему содействие. А сам неутомимый исследователь решил навсегда остаться на Севере.

В феврале 1915 года Бегичеву вновь выпал случай выступить в роли спасателя и героя. В ледяной плен попала гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б. А. Вилькицкого. Экспедиция века, как её называют исследователи, изучала возможность прохождения судов из Владивостока в Архангельск по Северному Ледовитому океану. Два судна — «Таймыр» и «Вайгач» — попали в ледяной плен у мыса Штиллинга. Необходимо было срочно эвакуировать часть команды в Дудинку или Гольчиху. Бегичев с помощью местных жителей быстро собрал санный поезд из около 500 (в некоторых источниках 1000) оленей, нанял пастухов, заготовил нарты и с первой партией выступил сам. Маршрут каравана пролегал по неизученной территории, до этого не посещавшейся европейскими путешественниками. К 1 мая он преодолел многосоткилометровый путь через тундру и реки и добрался до норвежского судна «Эклипс», у которого была радиосвязь с экспедицией Вилькицкого. Тогда он узнал, что у кораблей появилась возможность вырваться изо льдов самостоятельно, эвакуация людей не понадобилась. Но, по некоторым данным, Бегичев все же вывез 50 моряков экспедиции и часть команды «Эклипса» на материк. После этого случая многие заговорили о подвиге Бегичева.

В 1916 году поселился в Дудинке.

С 1921 года участвовал в советско-норвежской экспедиции по поискам Тессема и Кнудсена — двух пропавших на Таймыре членов экспедиции Руаля Амундсена 1918–1920 гг. на шхуне «Мод». В 1919 году Петер Тессем и Пауль Кнутсен отправились с места зимовки судна восточнее мыса Челюскина на остров Диксон к единственной радиостанции, чтобы передать сообщение, но до места назначения так и не дошли. На мысе Приметном нашли следы костра и в нём обгоревшие кости. Спасатели решили, что это место гибели одного из норвежцев, которого второй, не имея сил захоронить, кремировал.

Возможность поставить точку в поисках Бегичеву представилась чуть позднее в составе экспедиции Н. Н. Урванцева. Ее целью была разведка угольных месторождений для нужд Северного морского пути.

9 августа 1922 года в 90 км от Диксона участники похода наткнулись на стоянку норвежцев и нашли там почту Амундсена. 28 августа во время охоты на оленей Бегичев переправился с Диксона на материк и у подножия небольшого мыска в пяти километрах от острова обнаружил скелет Тессема, как стало ясно по найденным рядом вещам. Останки перезахоронили. А Бегичева норвежское правительство наградило золотыми часами.

Последним делом Никифора Бегичева стала им же организованная промысловая артель «Белый медведь». Главная идея была в том, чтобы создать централизованную сеть промысловых зимовок. Он собрал команду из шести промышленников и весной 1926 года отправился в тундру. Но дело не заладилось, сплочённого и дружного коллектива не получилось. Вдобавок ко всему в феврале на зимовке разыгралась цинга. Бегичев заболел, но первое время продолжал работать. К апрелю он совсем ослабел и почти не поднимался с постели.

Долго от группы не было никаких известий, и только летом 1927 года вернувшиеся охотники рассказали, что Бегичев умер от цинги на зимовке у реки Пясины.

В 1950-х годах в журналах была опубликована версия об убийстве Бегичева колчаковским офицером Василием Натальченко. Поэт и журналист Казимир Лисовский написал поэму о гибели полярника. Он же впоследствии обнаружил место захоронения Н. Бегичева. В 1958 году Генеральная прокуратура СССР направила на Таймыр следственную бригаду для выяснения обстоятельств смерти Бегичева, которая установила, что убийства не было, а Бегичев умер от болезни.

Летом 1955 года московские криминалисты эксгумировали останки героического моряка и перезахоронили их на Диксоне.


Память

В 1964 году в поселке Диксон сооружен памятник Н. А. Бегичеву

Именем Бегичева названы: острова (Большой Бегичев и Малый Бегичев); гряда Бегичева; улицы в Москве, Астрахани, Волгограде, Новосибирске, Красноярске, Норильске, Дудинке, с. Царёве Волгоградской области (на родине); деревня Бегичево в Московской области

В 1991 г. в Нидерландах был построен сухогруз «Apollogracht», позже сменивший владельца и в 2016 г. обретший новое имя — «Никифор Бегичев», порт приписки — Мурманск


Интересные факты

  • Памятник Н. А. Бегичеву в Диксоне изображен на почтовой марке России, посвященной Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу (2005).

  • Мало кто верил, что такой опытный полярник как Бегичев мог умереть от цинги. Предположили, что он был убит. Слухи пошли: Никифор, мол, собрался на Диксон к друзьям за продуктами, но поссорился с одним из своих спутников и был избит им до смерти... Не было доказательств ни «за», ни «против» этой версии. А главное, никто не мог найти тела полярника. Место захоронения Бегичева обнаружил в конце концов поэт Казимир Лисовский. Там стояли ржавая иконка и дощечка с надписью: «Покоится прах известного путешественника Бегичева, скончавшегося 53 лет от роду». Оказалось, он был похоронен своими артельщиками рядом с зимовьем, в двадцати километрах от мыса Моржовый.

  • Поэт Казимир Лисовский написал о Н. А. Бегичеве поэму «Русский человек Бегичев» (1947).

  • В 1966 и 2015 гг. были выпущены почтовые конверты с изображением Н. А. Бегичева.

  • Коренные обитатели Таймыра называли Н. А. Бегичева Улахан Анцыфер — Большой Никифор. Они рассказывали ему о внутренних областях Таймыра, горах Бырранга, побережье Ледовитого океана, подвигнув Бегичева на исследование этих мест. На лодках, собаках, оленях и даже пешком он объездил и обошел практически весь Таймыр и внес множество уточнений в карту полуострова.

  • Н. А. Бегичев — обладатель золотой медали Русского Географического общества «За поход на шхуне „Заря“». И дважды награждён Большой золотой медалью Российской академии наук.


Сочинения

Дневник Никифора Бегичева


Литература о персоне

  • 125 лет со дня рождения Никифора Алексеевича Бегичева (1874–1927), моряка, полярного путешественника // Памятные даты Архангельской области, 1999. — Архангельск, 1999. — С. 6.

  • Бабенко, А. Г. Последняя страница биографии Никифора Бегичева / А. Г. Бабенко // Летопись Севера. — Москва : Мысль, 1964. — Т. 4. — С. 246–249.

  • Бегичев [Бигичев] Никифор Алексеевич [1874–1927] // Большой энциклопедический словарь. — Москва : Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 116.


Ответьте на 10 вопросов и проверьте свои знания

Пройти викторину

Сообщить об опечатке

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»