Брусилов Георгий Львович

19.05.1884 (31.05.1884) — 1914

Морской офицер, исследователь Арктики

Место рождения: г. Николаев , Херсонская губерния
Место захоронения: не установлено

Звания

  • Лейтенант флота (1909)

Биографическая справка

Происходил из семьи потомственных военных. Вырос на море и любил его с детских лет. Ему нравился морской уклад жизни, корабельный быт и порядки. С ранней юности умел прекрасно плавать и управлять шлюпкой под парусами.

В 1905 г. закончил Морской кадетский корпус и корабельным гардемарином в течение года находился в практическом плавании на крейсере «Богатырь» в Балтийском и Средиземном морях. Участвовал в военно-морских операциях против японцев на Тихом океане.

В 1910-1911 гг. был в плаваниях Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Принял участие в исследованиях устья реки Колымы и картографировании берегов Чукотки.

В 1912 организовал и возглавил частную полярную экспедицию, целью которой был Северный морской путь. Он хотел оказаться первым, кто под флагом Российской империи совершит плавание из европейской части России на Дальний Восток. Для осуществления этой идеи организовал акционерное зверобойное общество, членами которого стали его родственники.

В Англии общество приобрело для экспедиции прочную трёхмачтовую парусно-паровую шхуну, так как предполагалось, что во время похода его участники будут вести зверопромысел, чтобы таким образом частично возместить расходы этого рискованного предприятия.

Шхуну переименовали в «Святую Анну», и в июле 1912 года она покинула Санкт-Петербург и направилась в Александровск-на-Мурмане. Там в команде экспедиции произошли большие замены, по этой причине выход в дальний поход задержался. Через месяц «Святая Анна» отправилась в далекий путь, имея на борту экипаж из 24 человек и запас продовольствия на 18 месяцев.

В сентябре 1912 года шхуна прошла в Карское море, но скоро оказалась зажатой льдами у западного побережья полуострова Ямал. Она начала дрейфовать на север.

За время дрейфа команда «Святой Анны» проводила метеорологические наблюдения, замеры глубин, изучала течения и ледовый режим в северной части Карского моря до того времени полностью неизвестные науке.

Вырваться из ледового плена судну не удалось и летом 1913 года. К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, большинство моряков заболело, тяжелый недуг довел до полного истощения и руководителя экспедиции.

В апреле 1914 года было принято решение, что часть команды во главе со штурманом Валерианом Альбановым покинут шхуну, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Пеший ход был тяжелым, люди сбивались с пути, слепли от слега, умирали от болезней и холода. Всего прошли более четырёхсот километров за почти три месяца. В итоге до пункта назначения добралось только двое из 14 человек — штурман Альбанов и матрос Конрад. Совершенно случайно на одном из островов их подобрала шхуна «Святой мученик Фока» экспедиции Георгия Седова.

Дальнейшая судьба Г. Л. Брусилова и судна «Святая Анна» неизвестна.


Память

Первый маяк на мысе Дежнёва носил имя «Знак Брусилова»
Именем Брусилова названы горы в Антарктиде и ледовый купол на острове Земля Георга (архипелаг Земля Франца-Иосифа)
В Архангельском краеведческом музее в 2012 году была открыта выставка «Тайны затерянных экспедиций», часть которой посвящена Г. Л. Брусилову
В репертуаре Поморской филармонии имеется музыкально-драматическая постановка «Голоса трёх экспедиций»

Интересные факты

  • Выдающийся полководец Первой мировой войны, известный генерал русской армии Алексей Алексеевич Брусилов (1853 –1926) был старшим братом отца и родным дядей Георгия Львовича Брусилова.
  • Шхуну «Святая Анна» назвали в честь графини Анны Николаевны Брусиловой — жены дяди Г. Л. Брусилова, которая стала главным спонсором экспедиции, сделав вклад в 90 тысяч рублей.
  • В Александровске-на-Мурмане часть экипажа, включая врача, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания. На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира в Архангельск Ерминия Александровна Жданко, имевшая квалификацию сестры милосердия. Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов. Кроме Брусилова и Альбанова, в экипаже оказалось всего пять профессиональных моряков.
  • К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции — Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова — считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций, но они не были успешными.
  • В 2010 году под руководством Олега Леонидовича Продана (1961–2016) была организована историко-мемориальная экспедиция «По следам «Двух капитанов», посвященная поиску следов пребывания на архипелаге Земля Франца-Иосифа исследователей арктических территорий. Тогда ее участниками были обнаружены останки человека, дневники и личные вещи из группы 11 участников экспедиции, оставивших шхуну «Святая Анна» под руководством штурмана Валериана Альбанова.
  • Частично история экспедиции Георгия Брусилова легла в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана» (1945) Своеобразная версия судьбы исследователя изложена в романе Николая Шпанова «Лёд и фраки» («Земля Недоступности») (1930).

Сочинения


Литература о персоне


Ответьте на 10 вопросов и проверьте свои знания

Пройти викторину

Сообщить об опечатке

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»