Буторин Дмитрий Андреевич

25.10.1911 (08.11.1911) — 10.07.1983

Путешественник, исследователь Арктики, капитан знаменитого карбаса «Щелья»
Место рождения: с. Долгощелье, Мезенский уезд, Архангельская губерния
Место захоронения: Архангельск

Биографическая справка

Дмитрий Андреевич Буторин потомственный помор, с 15 лет ходил на промысловых шхунах. В 1936–1938 гг. зимовал на полярных станциях на мысе Челюскин, в 1953–1962 гг. зимовал и работал гарпунером на шхунах «Морж», «Сивуч» и «Белуха».
В 1967 г. вместе с писателем М. Скороходовым совершил поход на карбасе «Щелья» из Архангельска в Мангазею.

В 1967-м году название деревянного карбаса «Щелья», ставшего потом легендарным, было у всех на устах. 14 мая экипаж, в составе которого было двое — Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов, отправился из Архангельска в далекое арктическое плавание. Предстояло преодолеть три моря — Белое, Баренцево и Карское, прежде чем достичь устья сибирской реки Обь, того самого места, где в семнадцатом веке находилась древняя Мангазея, торговый центр, соединяющий Европу и Азию.

К моменту путешествия пенсионеру Буторину было 56 лет, Скороходову — 41 год. Снарядили они экспедицию за свой счет.
Дмитрий Буторин, помор по рождению, всю свою трудовую жизнь посвятил морским промыслам, а Михаил Скороходов, родом из Казани, многие годы проработал в газетах Севера.

Выйдя на пенсию в середине шестидесятых, Буторин решил доказать, что рассказы о плавании поморов по Северному морскому пути — не легенда, а реальность.
Конечной точкой путешествия была определена Мангазея — в XVII веке крупнейший торговый центр, просуществовавший более семидесяти лет. Первый русский заполярный город на вечной мерзлоте, ставший легендой.

«Щелья» — так назывался списанный в результате полученного повреждения карбас, который Дмитрий Андреевич выкупил у местного колхоза за пять рублей. В течение зимы он отремонтировал и просмолил его.
Во время длительной и тщательной подготовки к отплытию Дмитрий Андреевич, как он выразился, «одержал главную победу» — уговорил жену не препятствовать осуществлению мечты. Манефа Ивановна сдалась и сшила алые паруса.
С Михаилом Скороходовым, с которым он дружил уже много лет, собрали необходимое снаряжение. В путь отправились от пристани Архангельского яхт-клуба, вслед за ледоходом, который только что прошел по реке Северная Двина.
Буторину и Скороходову предстояло проплыть через три моря в тяжелых условиях сильного весеннего ледостава. А через два полуострова — Канин и Ямал, лежащие на пути следования в Мангазею, тащить карбас волоком по суше, как в прошлые времена.

Это было не только тяжелое, а рискованное плавание. Даже бывалые моряки, давая советы, совсем не были уверены, что этот сложный путь удастся преодолеть. Да еще на такой посудине, как деревянный карбас. Но Буторин верил в успех своего дела: ходили же поморы под парусами! А у экипажа «Щельи» был еще и движок, пусть и маломощный, вдобавок имелась рация.

Первое испытание водой карбас не выдержал: рассохся и чуть не утонул. Подняли его на слип яхт-клуба (сооружение в виде наклонной плоскости для подъема и спуска судна) будущие мореходы, курсанты, «отряд» которых привел Евгений Евгеньевич Салтыков, журналист «Правды Севера» и начальник штаба экспедиции. Пришлось «Щелью» конопатить заново.
Е. Салтыков взял белую краску и славянской вязью вывел на борту карбаса название «Щелья».
Экспедиция выбрала именно тот путь, каким некогда и добирались до Древней Мангазеи. Белое, Баренцево да и Карское моря в тот год оказались настолько забиты льдами, что даже большегрузные суда иногда вынуждены были простаивать, ожидая благоприятной обстановки. А их деревянный карбас хоть и медленно, но продвигался.
Длился поход 95 дней.

Через три месяца, 19 августа «Щелья» достигла развалин Древней Мангазеи. Здесь же, на небольшом холме, ее экипаж установил памятный знак.
Если вначале об этой экспедиции знали только на Север-Западе, то по мере продвижения «Щельи» вдоль побережья Северного Ледовитого океана интерес к ней возрастал все больше, и в итоге всколыхнул всю страну. За ходом плавания внимательно следили даже за рубежом.

В Российском географическом обществе считают, что плавание «Щельи» было и остается удивительной страницей в истории Русского Севера.
350 лет никто не пересекал этим путем Ямал, а двое на карбасе прошли эту 450 километровую полосу препятствий вообще впервые.

Как писал М. Буторин: «Цель путешествия: пройти именно тем путем, которым ходили поморы в начале семнадцатого столетия в златокипящую Мангазею».
Сразу же после знаменитого плавания состоялось заседание президиума Академии наук СССР, на котором с отчетом выступил капитан легендарной «Щельи».

Вскоре были организованы археологические экспедиции, которые вели раскопки Мангазейского городища. Их результаты превзошли все ожидания. Различные предметы (посуда, украшения, драгоценные камни, одежда, обувь, гвозди, монеты) были отправлены в Ленинград. В музее Арктики и Антарктики создали экспозицию, посвященную Мангазее. Часть находок попала в другие музеи страны, в том числе в Архангельский краеведческий.

Именно с этого времени начинаются многочисленные экспедиции на Север.
Благодаря раскопкам, то есть благодаря Буторину и Скороходову, была найдена и доска с рисунками древних кочей. Она стала первым достоверным изображением старинного поморского судна.

Через год, в 1968 г., Д. А. Буторин совершил новое путешествие вместе с радистом Ф. Рыбченко — прошел от острова Диксон до Тикси.

Скончался 10 июля 1983 г. Похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище.

Память

От легендарного карбаса «Щелья», подаренного Д. А. Буториным Долгощельской школе, сохранилось лишь несколько фрагментов, которые сегодня можно увидеть в Северном морском музее

Интересные факты

  • Штаб экспедиции «Щельи» держал связь со средствами массовой информации мира. На телефоне, отвечая на звонки корреспондентов Телеграфного агентства Советского Союза, Агентства печати «Новости», английского агентства «Рейтер», американского «Ассошиэйтед пресс», газет «Известия», «Советская Россия», «Комсомольская правда», «Литературная газета» и других сидел студент-практикант Владимир Лойтер, нынешний председатель правления областной организации Союза журналистов России. Он рассказывал коллегам, как дела у «Щельи».
  • В Амдерме отважных путешественников ожидала груда писем и телеграмм. В частности, приветствие от Ивана Дмитриевича Папанина: «Завидую Буторину и Скороходову, атакующим Ледовитый океан. Сбросить бы с плеч десяток лет, попросился бы на „Щелью“ хоть матросом».
  • Впоследствии маршрут Д. Буторина и М. Скороходова на «Щелье» многие пытались повторить, но даже большим подготовленным группам это не удавалось.
  • К сожалению, сам легендарный карбас «Щелья» сохранить не удалось. Музеи Москвы, Ленинграда и Архангельска мечтали видеть его в качестве своего экспоната. Но капитан «Щельи» на все многочисленные просьбы отвечал отказом. Карбас, выдержавший все испытания, что вызвало удивление даже у поморов, он подарил родной Долгощельской школе, той самой, которую когда-то сам окончил. Но век судна, установленного под открытым небом, оказался недолгим.

Сочинения

Мангазейский ход

Повесть

Литература о персоне

  • 90 лет — в ногу со временем : заметки и статьи из газеты «Маяк коммунизма» Мезенского района за период 1973–76 гг. // Север. — 2020. — 11 сентября (№ 37). — С. 6. — (Районка: листая прошлого страницы). Аннотация: Имеется информация о Дмитрии Андреевиче Буторине и карбасе «Щелья».
  • 90 лет — в ногу со временем : заметки и статьи из газеты «Север» Мезенского района за период 1973–1977 гг. // Север. — 2020. — 9 октября (№ 41). — С. 6. — (Районка: листая прошлого страницы). Аннотация: Имеется информация о Дмитрии Андреевиче Буторине.
  • Буторин М. В. Буторин Дмитрий Андреевич / М. В. Буторин // Поморская энциклопедия : В 5 т. Т. 1. История Архангельского Севера / гл. ред. В. Н. Булатов. — Архангельск : САФУ им. М. В. Ломоносова, 2001. — С. 87.

Ответьте на 10 вопросов и проверьте свои знания

Пройти викторину

Сообщить об опечатке

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»