Вилькицкий Андрей Ипполитович

01.06.1858 (13.06.1858) — 26.02.1913 (11.03.1913)

Русский гидрограф, геодезист, исследователь морей Северного Ледовитого океана, генерал корпуса гидрографов, начальник Главного гидрографического управления
Место рождения: Борисовский уезд, Минская губерния , Белоруссия
Место захоронения: г. Санкт-Петербург

Звания

  • Генерал корпуса гидрографов

Награды и премии

Орден Святой Анны III степени

Орден Святого Владимира III степени

Орден Святого Станислава I степени

Медаль имени Ф. П. Литке Русского Географического общества


Биографическая справка

Андрей Ипполитович Вилькицкий в родовом имении близ местечка Докшицы в Борисовском уезде Минской губернии (теперь город в Витебской области, на севере Белоруссии). Его отец Ипполит Иванович Вилькицкий, военный, потомственный дворянин, дослужился до чина статского советника.

В 1875 году после окончания гимназии Андрей начал службу на Балтийском флоте юнкером. В 1876 году плавал на двухбашенной броненосной лодке «Смерч» в Финском заливе.

В 1877 году после блестящей сдачи экзаменов в специальном юнкерском классе Морского корпуса, он был произведен в гардемарины. 30 августа 1878 года произведен в первый офицерский чин — мичман. На пароходе-фрегате «Смелый» ходил по Балтийскому морю и Финскому заливу.

Отлично проявив себя в годы учебы и стажировки, Андрей Вилькицкий был зачислен в Николаевскую Морскую академию в Санкт-Петербурге. В 1880 году с отличием ее окончил.

В 1887 году Российское географическое общество предложило молодому ученому возглавить первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию в Хайпудырскую губу и на архипелаг Новая Земля для определения ускорения силы тяжести посредством маятника. А Морское министерство дополнительно поручило ему уточнить географические координаты Архангельска.

С 1894 по 1896 годы уже подполковник Вилькицкий возглавлял гидрографическую экспедицию на пароходе «Лейтенант Овцын» и других вспомогательных судах, исследовавшей морское побережье на участке от устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе и Обской губе.

В 1897 году за отличия по службе Андрей Ипполитович был произведен в полковники.

В 1898-1901 годах Вилькицкий руководил исследованиями устьев рек Печора, Енисей, южной части Карского и Баренцева морей, пролива Югорский шар. Им были описаны берега, составлены подробные карты этих районов.

С 1907 года Андрей Ипполитович — начальник Главного гидрографического управления (ГГУ).

В 1909 году Вилькицкий произведен в генерал-лейтенанты Корпуса флотских штурманов. Организовал при ГГУ штурманский офицерский класс. Под его руководством был разработан 30-летний план гидрографических работ во всех морях России и десятилетний план постройки маяков.

В 1912 году по инициативе Вилькицкого был учрежден особый Корпус гидрографов. Учреждение этого корпуса юридически закрепило в Российском флоте специальность гидрографа, способствовало повышению качества и эффективности навигационного обеспечения военного и транспортного флотов. Специалисты корпуса подразделялись на гидрографов и гидрографов-геодезистов. В Положении о корпусе были оговорены условия зачисления и прохождения службы.

В начале 1913 года А. И. Вилькицкий был зачислен в Корпус гидрографов со званием гидрографа-геодезиста, произведен в полные генералы Корпуса гидрографов. К сожалению то, что Андрей Ипполитович служил не жалея своих сил, подорвало его здоровье.

В 1913 он был уволен со службы по болезни. Вскоре после этого, 26 февраля (11 марта) 1913 года, на 54-м году жизни, генерал Вилькицкий скончался и был похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

У Андрея Ипполитовича и его жены Веры Пантелеймоновны было четверо детей: сыновья Борис и Юрий и дочери Вера и Лидия.

Его сын Борис Андреевич Вилькицкий — выдающийся полярный исследователь, гидрограф, геодезист, первооткрыватель Северной Земли.


Память

Именем Вилькицкого названы мыс, ледник, гора и залив на архипелаге Новая Земля, острова в Карском и Восточно-Сибирском морях (всего 9 географических объектов)
На доме по адресу: набережная канала Грибоедова, 96 в 2002 году была установлена мемориальная доска (архитектор — Т. Н. Милорадович)
Именем Вилькицкого названы океанографическое исследовательское судно проекта 850 Балтийского, Северного флотов ВМФ СССР и РФ в 1965-1995 гг.
В честь него был назван ледокол «Андрей Вилькицкий»
На Васильевском острове Санкт-Петербурга в 2017 г. именем Андрея и его сына Бориса Вилькицких назван бульвар
В 1997 году именем Андрея и Бориса Вилькицких была названа малая планета Wilkickia, открытая в сентябре 1982 года Н. С. Черных.
«Андрей Вилькицкий» — российское дизель-электрическое ледокольное судно обеспечения проекта Aker Arc 130A (IBSV01)

Интересные факты

  • Еще во время учебы молодой человек увлекся гидрографией. Через два года он добился зачисления в Гидрографический департамент Морского министерства. Также в 1882 году его избрали членом Императорского Русского географического общества.
  • В Соломбале на территории 176-го судоремонтного завода (в настоящее время — территория завода «Красная кузница») существует каменная колонна, так называемый «знак Вилькицкого». На памятном знаке установлена табличка: «В этой точке в 1887 году лейтенант Вилькицкий А. И., впоследствии известный русский гидрограф, определил точные координаты г. Архангельска».
  • А. И. Вилькицкий, узнав, что Архангельское Общество изучения Русского Севера создает библиотеку, отправил в Архангельск полный комплект журналов старейшего морского издания «Записок по гидрографии». В сопроводительном письме он отметил, что полного комплекта нет даже в Гидрографическом управлении в Санкт-Петербурге, и что недостающие экземпляры он «восполнил из своей личной библиотеки».
  • В 1912 году в Петербурге под руководством генерала А. И. Вилькицкого была проведена вторая Международная морская конференция по обеспечению безопасности мореплавания. Она состоялась вскоре после трагедии Титаника, в 1912 г. На ней были выработаны правила по разделению судов на водонепроницаемые отсеки, введены единые положения о радиосвязи и определены нормы обеспечения судов спасательными средствами.
  • Именно Вилькицкий стал инициатором Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), целью которой были разработка и освоение Северного морского пути. Андрей Иполитович инициировал постройку специализированных гидрографических судов ледокольного типа «Вайгач» и «Таймыр».
  • В настоящее время ледокольное судно, носящее имя «Андрей Вилькицкий», обеспечивает подходы танкеров-челноков к нефтяному терминалу, удерживает их там и обеспечивает проводок во льдах. В арктических морях судно «Андрей Вилькицкий» встречается и работает вместе с танкером-газовозом, названным в честь сына Андрея Ипполитовича — Бориса — «Борис Вилькицкий».

Сочинения

Географическая широта г. Архангельска

Определение по телеграфу разности долгот Архангельска и Пулкова в 1887 г.

Предварительный отчет о работах Гидрографической экспедиции в 1894 г. в реке Енисее и Ледовитом океане

Северный морской путь


Литература о персоне


Дополнительные ресурсы

Ответьте на 10 вопросов и проверьте свои знания

Пройти викторину

Сообщить об опечатке

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»